«Я увидела в нем себя». О фильме «Девушка из Дании».
Новая картина режиссера Тома Хупера «Девушка из Дании» повествует о первом в мире человеке, сделавшем операцию по смене пола. Этим человеком был художник Эйнар Вегенер, живший в Копенгагене примерно в 1920-х годах и ставший впоследствии женщиной по имени Лили Эльбе. И без того драматичная тема фильма о всепоглощающем желании просто быть собой накалена тем, что на этот шаг Эйнара подтолкнула его жена Герда. Она уговаривает мужа позировать ей в женском образе, чтобы завершить картину. Под руководством эпатажной Герды переодевание Эйнара в женщину для написания картин и просто забавы ради заканчиваются для героя пробуждением женской личности, спящей в нем долгие годы.
У меня сложилось неоднозначное отношение к режиссеру Тому Хуперу - обладателю премий «Оскар» за фильм «Король говорит» и «Золотого глобуса» за картину «Отверженные». Для своих работ он берет интересный и сложный материал, что в первом случае, что во втором. Вот только «Король говорит», уповающий на отличную игру актеров (Колин Ферт, Джеффри Раш, Хелена-Бонем Картер) и выигрышную историю о заикающемся короле Англии Георге VI, остается невероятно скучным и безликим зрелищем. Режиссер забыл сделать главное, что должен сделать режиссер – это вдохнуть в произведение жизнь. Он уделил внимание лишь технике: собрал конструктор из хороших деталей. С мюзиклом «Отверженные» история кардинально другая - в нем синхронно и органично работает каждая составляющая: это и игра актеров, исполняющих песни в живую прямо в кадре, и литературная основа Виктора Гюго, умело перенесенная на экран, в которой эмоционально и вместе с тем логично переплетаются история, события, герои и их судьбы. В режиссуре "Отверженных" чувствуется безграничное наслаждение каждым кадром.
И вот перед нами фильм «Девушка из Дании», который имел все данные, чтобы стать уникальным, но вместо этого вышел не фильм, а клип, прокативший зрителя по поверхности и побоявшийся погрузить их на глубину. Такой экскурс вызвал положительные эмоции, но закрадывается ощущение легкой досады: всевозможные острые углы в фильме сглажены, хотя, казалось бы, он создан для того, чтобы зритель как следует на них напоролся. С одной стороны, Эйнар Вегенер/Лили Эльбе в блистательном исполнении Эдди Редмэйна получилась очень трогательной и очаровательной героиней, что еще раз подчеркивает талант актера одинаково впечатляюще передавать не только характер, но и перевоплощаться физически, словно он надевает на себя вместе с платьем кожу своей героини. С другой стороны, развитие персонажа остается не до конца понятным – и это уже вопрос к сценаристам и режиссеру. Путь, который они избрали для героя, выглядит на удивление простым: они разделили его на две личности, и, в конце концов, женская (Лили) захватывает его полностью. Осознание героем того, что он заперт в теле противоположного пола требует глубокие продуманные образы. В фильме это поистине непростое осознание показано простодушно: через прикосновения героя к платьям, нанесение макияжа и самолюбование. А еще он непременно принимает красивую женственную позу напротив зеркала, чуть ли не танцуя вогинг. Поэтому в этом фильме Лили Эльбе получилась скорее травести-дивой, то есть мужчиной, придумавшим себе женский образ и любящим в нем находиться, но не трансгендером, решившим во что бы то ни стало сменить пол, поскольку для этого не было показано убедительных внутренних оснований и переживаний персонажа. Поэтому «Оскар» Эдди Редмэйну в этом году навряд ли достанется, а вот Rupaul Drag Race (американское шоу, в котором травести-дивы соревнуются между собой) он вполне мог бы выиграть. Режиссер показал нам с самого начала, как Эйнар Вегенер задумчиво рисует пейзаж, и по ходу фильма зритель узнает, что этот пейзаж - то место, где он, будучи подростком, влюбился в юношу. Место, в котором родилась его истинная сущность – Лили Эльбе, но там же, в детстве, осталась похороненной из-за строгого отца, увидевшего поцелуй сына с тем юношей. Но почему Лили спала в Эйнаре так долго и так внезапно проснулась? Весь этот процесс с намеками на его легкую заинтересованность в одежде жены (еще до примерки платьев) выглядит слишком глянцево, и, как я писала выше, похож на музыкальный клип: развивается стремительно и эффектно, но без исследования, которое в такой теме необходимо.
В фильме очень интересно сложились роли героев – главная и второстепенная. Жену Эйнара, Герду Вегенер, играет Алисия Викандер, которой эта роль принесла номинации на «Золотой глобус» и «Оскар». И с середины фильма становится понятно, что главная героиня здесь не Лили Эльбе, а как раз таки его/ее жена - Герда. Именно ее характер и переживания показаны со всей полнотой: от самоуверенности, открытости, безумной любви к мужу, вдохновения, которое он ей дарит, до чувства вины за то, что она пробудила в нем желание стать женщиной и полную беспомощность перед ним. С одной стороны, она винит себя за то, что затеяла игру с переодеванием, с другой - Герда верит мужу и поддерживает его, не взирая ни на что, и это разрывает девушку на две части. Когда на вечеринке художницу спрашивают, за что она полюбила мужа, Герда отвечает: «Я увидела в нем саму себя». Это и определяет всю трагичность героини, которая, привыкшая быть одним целым с мужем, должна отделиться от него и отпустить в иную жизнь. В фильме есть прямой намек на то, что она центральный персонаж: именно Герду в одной из сцен называют девушкой из Дании.
После кинокартин «Завтрак на Плутоне» с Киллианом Мерфи и «Траснамерика» с Фелисити Хоффман, где главные персонажи, их характеры и судьбы объемно обрисованы, жизнь Лили Эльбе кажется не совсем правдоподобной. Но, невзирая на поверхностность, впечатление от фильма «Девушка из Дании» остается положительным. Оно складывается во многом от потрясающей операторской работы, которая олицетворяет мир глазами художников. В первых же кадрах перед нами предстает голое дерево, отраженное в воде, на поверхности которой плавают листья. Таким образом складывается ощущение, что дерево на самом деле усеяно листьями – сама природа рисует прекрасное, как и художники, ищущее это прекрасное во всем, что их окружает. И фильм, несмотря на всю его трагичность, вышел добрым и трогательным. В итоге главный мотив в нем не сексуальная ориентация, не смена пола, и даже не столько желание быть собой, сколько всепоглощающая любовь, которая не умирает и не угасает. Героиня Алисии Викандер олицетворяет собой абсолютную любовь человека к человеку, не зависимо от пола, от обстоятельств, от взаимности, когда, как бы сентиментально это ни звучало, тебя любят просто за то, что ты есть.
© Любовь Асмодей