«В центре внимания»
Фильм «В центре внимания» является одним из фаворитов в оскаровской гонке, результаты которой будут известны уже совсем скоро. Самая крупная кинопремия в мире не могла пройти мимо столь животрепещущей темы, снятой по реальным событиям: расследование случаев изнасилования детей католическими священниками. Эти преступления были освещены газетой «The Boston Globe» в рубрике «Spotlight» («В центре внимания»). Смелые журналисты смогли раскрыть примерно девяносто имен педофилов-священнослужителей, восстановить справедливость, несмотря на то, что бостонский кардинал покрывал насильников, дабы не раздувать скандал, тем самым оставляя безнаказанными преступников и позволив сломать немыслимое количество судеб.
кадр из фильма "В центре внимания"
«В центре внимания» - это так называемое «разговорное» кино, один из самых интересных и сложных жанров. Здесь на первый план неизменно выходят актерская игра и диалоги, так что создатели обязаны делать их острыми и насыщенными. Яркий пример "разговорного" фильма – «Стив Джобс», о котором я писала в одной из своих статей. В "Стиве Джобсе" взвешено каждое слово. А вот картина «В центре внимания», увы, похожа на затянутый телефонный разговор: при наличии такой важной темы и знаковой истории, фильм снят на удивление несмело. Ясно, что режиссер Томас Маккарти, создавший сценарий вместе с Джоном Сингером, хотели документально и максимально реалистично передать все факты произошедшего и не стремились к созданию напряженной динамики при наличии и так довольно напряженной темы, но в итоге ощущения от фильма как после вкусного, но остывшего блюда. Темп и ритм никак не меняются в течение всей кинокартины, даже в те моменты, которые должны были разозлить зрителей или вызвать чувства жалости у них. Сопереживания не происходит в полной мере: кажется, что нам не удосужились рассказать эту историю, а просто преподнесли документ, в котором идет сухое перечисление фактов этого жуткого дела. Герои так много копаются в справочниках, записывают интервью, читают, что зритель волей-неволей погружается во всю эту канцелярию и сам становится журналистом, который должен трезво и на холодную голову раскрыть дело. Думаю, именно этого и хотели создатели – чтобы зритель тоже стал журналистом рубрики «В центре внимания» и помог разоблачить педофилов-священнослужителей. Но журналисты тоже люди, а не роботы. Все эмоциональные переживания и весь ужас от происходящего выразился разве что в одном моменте, когда героиня Рейчел МакАдамс с силой закрывает дверь посудомоечной машины, что принесло ей номинацию на «Оскар» - это просто несерьезно. Совсем нечестно при наличие столь значимой реальной истории не выжать из нее максимум.
кадр из фильма "В центре внимания"
Я наткнулась на статьи, в которых говорится о том, что реальные журналисты Уолтер Робинсон и Майкл Резендес, которых играли Майкл Китон и Марк Руфало, восторгались игрой актеров в этом фильме и сравнивали их перевоплощения с собственными отражениями. Но для зрителя, который не знает журналистов лично, характеры кажутся просто-напросто не раскрытыми и блеклыми. Это не значит, что во снах персонажей должен появляться крест или какая-нибудь отсылка к Достоевскому. Но важно показать, как менялись герои в течение фильма, иначе им сложно сопереживать. Да и как это сделать, если даже главные герои никому не сопереживают? На словах, коих в фильме из-за жанра было много, всем было важно опубликовать разоблачающую статью, но ни один персонаж в фильме этого не показал - действия нет. Калейдоскоп из звезд с бегло меняющейся картинкой в «Центре внимания» обеспечен, но в нем нет ни одного глубоко продуманного героя. Суть игрового кино, пускай и снятого по реальным событиям – это провести ту самую грань между экранным искусством и реальностью с добавлением щепотки авторского видения. Если создатели хотели не пересекать границу реальности, то им стоило снять документальный фильм.
кадр из фильма "В центре внимания"
С другой стороны, нельзя не отметить важность этой темы и не похвалить создателей за то, что дали этой кинокартине жизнь. «В центре внимания» - не о том, как горстка журналистов смогла наказать плохих людей, она о большем: как горстка отважных людей смогла пойти против системы, которая, казалась бы, внешне источает абсолютную добродетель и в которой не может быть никакого зла. Журналисты, раскрывшие дело, смотрели на всё происходящее объективно и не позволили никому сбить их с толку. Это дает надежду, что такие храбрые и честные люди будут всегда. Они не побоятся вступить борьбу с истинным злом, чье настоящее лицо видно за маской богобоязненных проповедников или политиков.
© Любовь Асмодей