top of page

"Оно" и настоящие монстры.

На телевидении и в кино царит магия чисел. Спустя двадцать пять лет вернулся «Твин Пикс». А ведь когда-то героиня сериала Лора Палмер обещала встретиться с нами через четверть века. Между тем на экраны вышел фильм ужасов по бестселлеру Стивена Кинга – «Оно». По книге то самое ОНО пробуждается в вымышленном городе Дерри каждые 27 лет, чтобы выйти на охоту за детской плотью и детскими страхами. Так и с фильмом: первая экранизация появилась в 1990 году, а новая - в 2017, спустя 27 лет. Режиссер Андрес Мускетти призвал инопланетное зло, которое поднялось из недр канализации Дерри, чтобы выйти на новый уровень: началась охота на взрослую публику, ведь теперь фильм способен напугать и её.

Кадр из фильма "Оно" (2017 год)

Книга «Оно» Стивена Кинга – одна из лучших работ мастера ужасов, которую называют самым страшным романом автора. Но ему не совсем подходит эпитет «страшный». Нет, это было бы слишком банально, как выстрел в упор. Самое подходящее слово – жуткий. Именно жуткое проникает в сознание, точно вирус, и пробуждает давно забытые детские страхи. Чем чаще переворачиваются страницы огромной книги, будто сотканной из тысячи крыльев, стремящихся вырваться из позвоночника-переплёта, тем отчетливее становится ощущение, что ОНО – это не вымысел, а реальное нечто, которое где-то существует. И ОНО вполне может настигнуть любого. После прочтения книги это чувство не покинет нас: ОНО впиталось в чернила букв, сползло с бумаги и въелось под кожу. Отныне и навсегда во снах, где с нами говорят мёртвые, где вещи летают сами по себе, где темнота поглощает спальню, где кровь расползается по стенам, словно языки пламени – за всем этим будет стоять ОНО в образе клоуна, скрывающее свои ядовито-желтые глаза за воздушным шариком.

Экранизация романа 1990 года оставила пугающий, скользкий бело-красный отпечаток в детских воспоминаниях телезрителей. Спустя время, когда аудитория повзрослела, телевизионный двухсерийный фильм предстал в своем истинном обличье: «кукольное», наигранное, нелепое и, как следствие, совершенно не страшное кино. Только актерская игра Тима Карри, исполняющего роль ОНО в образе клоуна Пеннивайза, по-прежнему гипнотизирует зрителей. Точно так же его персонаж очаровывает и заманивает детей в свои смертельные объятия. От гнетущей, как сгусток черного дыма, атмосферы книги там не было фактически ничего, только маленькие кровяные штрихи, и то сглаженные телевизионной цензурой.

Кадр из фильма "Оно" (1990 год)

Фильм «Оно» Андреса Мускетти смело пронесся сквозь страницы огромной книги Стивена Кинга, впитав в себя главное – веру в существование тёмных сил. Действие перенесено из 60-х в конец 80-х, хитроумно пробуждая воспоминания современного телезрителя о собственном детстве. Но теплые бежевые краски фильма, сообщающие о ностальгии по школьной поре, разрывают в клочья агрессивные белые и красные цвета проснувшегося зла. Его излюбленное обличье - клоун Пеннивайз. В этой версии он предстает перед нами в исполнении молодого актера Билла Скарсгарда. Он убрал из персонажа все человеческие черты. Истинной сущности ОНО очень тесно находиться в чужой оболочке: от жажды крови брызжет слюна, из-под клоунского грима так и норовят прорваться острые клыки. В Дерри пропадают дети, и только другие дети осмеливаются бросить вызов существу – так называемый "Клуб Неудачников".

Но главный источник зла в Дерри вовсе не клоун, а взрослые, которые породили детские страхи, что позволило ОНО поселиться в этом месте. ОНО – это истеричная мать Майка, превратившая сына в ипохондрика своей гиперопекой. ОНО – это отец Беверли, от которого она терпит домогательства. ОНО – это родители Билли, которые, потеряв одного ребенка, совершенно забывают о втором. ОНО – это пожилая пара, пропустившая мимо ушей просьбу Бена о помощи. Взрослые не видят ОНО, и, сами того не зная, находятся на стороне тёмных сил. Все до единого взрослые, показанные в фильме, холодны и равнодушны, а то и вовсе агрессивны и отвратительны. В их лицах мелькает образ самого Пеннивайза.

Трейлер обманчиво демонстрирует нам очередной фильм ужасов. Вспоминая предыдущий фильм Андреса Мускетти в этом же жанре – «Мама» - надежды увидеть нечто интересное было немного. «Мама» - фильм, наполненный необычными идеями, но опрокинутый в дырявую форму, отчего он не получился интересным и цельным. А вот «Оно», напротив ,фильм объемный, многогранный, пульсирующий, как комок нервов. Эта работа представляет собой не только ужасы, но в равной степени и драму, и комедию. И всё это упаковано в чарующее красивое изображение. Персонажи ведут себя логично, заставляя поверить в существование города Дерри. Здесь ребенок, который больше всего боится страшную даму с картины, проходит мимо нее, прикрывая лицо ладонью, как и мы сами в детстве закрывали лицо, видя то, что нас пугает. Здесь герои, которые идут бороться с ОНО, не разделяются, а наоборот - держатся вместе, чтобы выжить. Здесь девочка отрезает копну своих огненных волос, чтобы отец-извращенец больше не трогал их. Здесь подростки то и дело отпускают сальные шуточки, и, как это часто бывает, не всегда уместно.

В следующий раз ОНО пробудится через 27 лет. Обязательно. Но это касается времени и пространства фильма, нас же создатели обещают вернуть в кошмары как можно скорее: вторая часть уже поблескивает на горизонте багровым рассветом.

«Оно» - фильм, лишенный нравоучительности, претензий на вершины кинематографического Олимпа, но вдохновляющий на борьбу со своими страхами. В конце концов тот, кто окажется трусливым и слабым, неспособным справиться с собственными фобиями, может услышать раздирающий тишину шёпот: «Все мы летаем там, внизу. И ты тоже полетишь!».

На фото автор рецензии Любовь Асмодей

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Instagram Social Icon
bottom of page