top of page

"Квадрат". Впечатление.


постер фильма "Квадрат", реж. Рубен Эстлунд

В первом углу - главный герой Кристиан, куратор музея современных искусств. Во втором углу - новый необычный проект, на который необходимо привлечь публику. В третьем - неприятная ситуация: у главного героя украли телефон, кошелек и "мои дедушкины запонки". В четвёртом - стремление героя быть объективным и всегда поступать правильно. Всё это происходит внутри метафорического квадрата, отталкивается от его равных сторон, соприкасается между собой, перемешивается, множится, создавая новые и новые ситуации, которые приводят к неожиданным последствиям.

"Квадрат" - фильм, в котором каждая сцена непредсказуема, кроме, пожалуй, финальной. Непредсказуема, как и сама жизнь, полная смешных, курьезных, нелепых кислотно-ярких пятен и клякс, появляющихся на неизменно тревожном и драматичном фоновом полотне. Парадоксально, что именно такие фильмы выносятся за скобки кинематографической среды, и для многих становится неожиданностью их победа на престижных фестивалях, как это произошло в Каннах с «Квадратом». Но ведь подобные работы и есть кино в чистом виде – в них режиссеры создают вымышленную реальность, наделяя её подлинностью, в которой живет зритель и на титрах болезненно из нее извергается, словно пройдя через некий пространственно-временной портал.

"Квадрат", на первый взгляд, выводит основным показом, как музейный экспонат, тему социального неравенства. Успешные и обеспеченные никогда не поймут низов - режиссёр визуально разделяет их пропастью в виде бесконечного лестничного пролёта. Они говорят на разных языках о разных проблемах, да и живут разными жизнями, хотя существуют одновременно. Успешным и богатым достучаться до бедных не удаётся в этом фильме буквально и образно. Но "Квадрат" не только об этом. Он об искусстве в целом и о кино в частности. Грань между шедевром и провалом очень тонкая, субъективная – настолько, что, уборщик может случайно смести инсталляцию, приняв ее за горку мусора. То, что задумал художник, одному может показаться добрым и безопасным, но другого может уничтожить и разорвать на куски. Визуальное решение подчеркивает этот замысел: обеспокоенный главный герой часто предстает перед зрителем в кадре, композиционно построенном в виде квадрата. Это показывает, что для него «Квадрат» оказывается также небезопасным прибежищем, особенно для его души.

кадр из фильма "Квадрат", реж. Рубен Эстлунд

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Instagram Social Icon
bottom of page