top of page

мама!

Новый фильм Даррена Аронофски – это погружение в мягкую золотистую пелену снов, в которой есть Он и Она, супружеская пара. Он – писатель-поэт. Она – домохозяйка, собственноручно построившая чудесный дом, буквально возродив его из пепла, как птицу-феникс. Но затем к ним в дом, семью, жизнь начинают один за другим вторгаться незнакомые люди, которых Он с радостью принимает. Но его жена не хочет примиряться с этим. Нежный сон рвётся и кровоточит, сменяясь безумной летаргией, от которой можно очнуться лишь в конце сеанса с криком «мама!». Или не очнуться вовсе.

кадр из фильма "мама!", реж. Даррен Аранофски

Фильм похож на глыбу ночных кошмаров, умело высеченных в грандиозное бриллиантовое кинополотно. Зритель будто видит чудо: на экране демонстрируется давно забытый сон, вырванный из глубин памяти. Его отрывки собраны в единое, стройное повествование. Аронофски придает страху, ненависти, любви видимые формы, но как он это делает нельзя сказать точно, как и нельзя наверняка знать, каким образом сны рисуют нам те или иные картины того, что нас сильно волнует наяву. У «мамы!» идеально проработанный ритм, бьющийся внутри кольцевой композиции. Амплитуда эмоций постоянно меняется. Сначала зрителю дают вздохнуть полной грудью, потом начинают сдавливать горло, далее дают отдышаться и вновь начинают душить темной атмосферой фильма, что обвивает шею, подобно змее. И время, и пространство, и герои – всё это сосредоточено внутри дома, словно он находится в стеклянном шаре, который периодически встряхивает режиссер. В этой картине несвойственное творчеству Аронофски отсутствие музыки подчеркнуло напряжение, насквозь пропитавшее фильм. И приковало внимание к перформансу Дженифер Лоуренс, погрузившейся в своего персонажа на грани безумия. Оказывается, Лоуренс умеет гениально играть.

Идея этой работы довольно проста, но облечена в сложную форму, что вызывало у публики стремление найти в «маме!» скрытые смыслы. Почему-то многих смущает и пугает простата идеи и темы, ровно, как и сложная форма подачи. Сам Даррен Аронофски подтвердил, что его фильм просто и ясен, как день. С ним нельзя не согласиться. Картина не нуждается в оправдании, но попытки обрамить «маму!» кружевом скрытых смыслов, лентами религиозных аллюзий, нитями, ведущими к Ветхому Завету – всё это от нежелания смотреть объективно и видеть то, что лежит на поверхности. Идея фильма проста, ясна и вечна: творческий человек, живущий в своих произведениях, вытрясет душу из тех, кто его любит – в «маме!» это показано буквально. Фильм можно принять за религиозную притчу, где он - Бог, Она – Дева Мария, а их ребенок – распятый Иисус. Но это совсем не так.

Как бы герой Хавьера Бардема ни клялся в любви и верности жене, он отдаст всё за поклонение толпы. Жена построила ему дом, возвела заново его жизнь, и, в конце концов, создала еще одну – общего ребёнка. Но для героя этого мало, поэтому и сердце жены он забрал тоже, вытащив его из обугленной груди. И даже постеры отражают эту мысль – героиня Дженифер Лоуренс отдает свое сердце, а герой Хавьера Бардема тянет руку, как бы говоря: «Отдай!». И на её костях ОН возвел новый дом, с новой женой, но с неизменно повторяющейся историей. Ощущение, что фильм – это сон, который возник после просмотра «Ребёнка Розмари» Романа Полански.

постеры фильма "мама!" реж. Даррен Аранофски

Эта история всегда будет начинаться и заканчиваться одинаково. Она всегда будет. Старинные фотографии героя, которые появляются в фильме, намекают, что он существует с незапамятных времен. Но кто Он и что Он? Поэт не дьявол, нет – для него это слишком высокий чин. Скорее это чёрт или демон, живущий за счет других. Героиня Дженифер Лоуренс из-за его безумного тщеславия попадает вместе с ним в преисподнюю, где обитают злые души и повторяются жуткие события в истории человечества. Так, одна из сцен демонстрирует диалог героини с военным в разрушенной комнате. Интуитивно зритель догадывается, что девушка попала в самый страшный ад на Земле – на войну.

Освистывание в Каннах ставит под сомнение умение большинства людей думать, видеть, слышать. Также под большим вопросом находится наличие хорошего кинематографического вкуса у киносреды. Но освистывание подтверждает, что фильм никого не может оставить равнодушным, а это самая важное, что может сделать режиссер. Полутонов у этой картины не получилось: кто-то примкнул к черным шахматам противников фильма, кто-то – к белым поклонников, а режиссер незримо возвышается над полем боя и с любопытством взирает на битву.

«мама!» - это лучший фильм Даррена Аронофски, «мама!» - это гимн смелому живому кино без границ, «мама!» в конечном счете - это то, что кричит ребенок, проснувшись от кошмарного сна. Именно поэтому – принципиально с маленькой буквы и с восклицательным знаком. И наверняка у многих зрителей именно это душераздирающее «мама!» вертелось на кончике языке во время просмотра.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Instagram Social Icon
bottom of page