top of page

Добро пожаловать в мир оживших картин Ван Гога

Живопись всегда показывала кинематографу путь, по которому следует идти. Она вырвала кино из плена аттракциона и возвела его в ранг искусства. Кино, словно бабочка, всегда тянется к статичному цветку – живописи, заимствуя у нее свет, композицию, цвет, чтобы постоянно поддерживать возможность летать, завораживая зрителя. В то же время кино, будучи в тесных объятиях живописи, стремится вырваться из них, уйти от этого огромного влияния на поиски собственного мира, который, в отличие от живописи, живет за рамками кадра.

Порой кинокартины соприкасаются с картинами художников: Звягинцев цитирует «Тайную вечерю» и «Мёртвого Христа» в «Возвращении»; среди фильмов Ларса фон Триера прячутся картины Эдварда Мунка «Мадонна», «Пепел», «Поцелуй»; у Дэвида Линча в черном вигваме из третьего сезона «Твин Пикса» над безголовым телом Даги Джонса летает душа, облаченная в золотой шар, внутри которого наверняка скрыто яблоко из картины Рене Магритта «Сын человеческий»; Питер Гринуэй и вовсе довел свою режиссуру до мастерства репродукций. Но польский фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» пошел дальше – он демонстрирует, как анимация, живопись и кино сливаются в красочном танце, становясь единым целым.

Работа режиссеров-супругов Хью Уэлшмана и Дороты Кобелы – это мир оживших творений Ван Гога. Фильм был снят с настоящими актерами, после чего каждый кадр расписали масляными красками вручную, имитируя технику Ван Гога – над картиной работали семь лет около пятисот художников.

работа над фильмом "Ван Гог. С любовью, Винсент".

Винсент Ван Гог в исполнении польского актёра Роберта Гулачика.

За каждым портретом, пейзажем, натюрмортом Винсента Ван Гога скрыта история, которую создатели разворачивают перед зрителями. Сначала оживает портрет Армана Рулена – главного героя, которому его отец, почтальон Жозеф Рулен, друг Винсента, поручил доставить последнее письмо художника, адресованное его родному брату - Тео Ван Гогу. Затем, по мановению волшебных кистей, оживают другие портреты, пейзажи и натюрморты художника. В Париже Арман узнает, что Тео Ван Гог скончался спустя полгода после смерти брата. Тогда Арман Рулен отправляется в Овер-сюр-Уаз, где Ван Гог провел последние месяцы жизни. Он намерен передать письмо вдове Тео через доктора Гаше, который заботился о Ван Гоге. Арман прослеживает последние месяцы жизни великого мастера, которые буквально вырисовываются благодаря воспоминаниям тех, кто его знал. Создатели ставят под сомнение самоубийство Ван Гога, рассматривая версию убийства. Но точного ответа о произошедшем в этом фильме не будет – зрителей оставляют наедине с трагической судьбой художника, чтобы каждый сделал свои выводы.

Примечательно, что воспоминания о Винсенте Ван Гоге нарисованы черно-белым: авторы показывают его жизнь, полную страданий, в которой ярким краскам места не досталось. Однако основное действие фильма, в котором Ван Гога уже нет в живых, выполнено в его технике и его ярких жизнеутверждающих цветах. Такой прием выбран неслучайно: он подчеркивает, что признание творчества великого художника пришло только после смерти.

Этот фильм предоставляет уникальную возможность увидеть «Пшеничное поле с воронами» за мгновенье до того, как сотни чернокрылых птиц рассекут синее небо и впитаются в него темными пятнами. Зрители услышат, что скажет рыжеволосый мужчина перед тем, как устало облокотиться на стол и навсегда превратиться в знаменитый «Портрет доктора Гаше». Картина «Ночное кафе», погруженное в лимонное свечение, обретет движение и жизнь. В конце концов, оживет и «Звездное небо»: на нем, среди небесных золотых тел, сияет самая большая звезда, которая превращается в знаменитый автопортрет художника. Тем самым авторы показывают, что художник наблюдает за миром. А в этом фильме зрители видят мир глазами самого Ван Гога.

Главный герой Арман Рулен в исполнении Дугласа Бута

«Ван Гог. С любовью, Винсент» можно сравнить с работой «Арвентур» Ирины Евтеевой. В её картине, участнице московского Международного кинофестиваля, кино тоже уживается с живописью. Её фильм схож не только формой, в которой кадры оживают с помощью красок, но и содержанием: «Арвентур» - дилогия о пути художников, созданная по мотивам произведения Александра Грина. Несмотря на то, что фильм о Ван Гоге – это смесь байопика и детектива, создатели, очевидно, руководствовались притчевым мышлением. Эти две картины также объединяет тяга к поэзии.

Кадр из фильма "Арвентур" Ирины Евтеевой

«Ван Гог. С любовью, Винсент» потрясает не только визуальным исполнением, но и содержанием, пропитанным любовью авторов к мэтру. Название отсылает не только к письмам Ван Гога к его брату Тео, но и демонстрируют безумную любовь создателей к творчеству художника, которая ощущается, как ток. В картине подчеркнуто, что в Ван Гоге гениальность соединилась с добротой и чуткостью, что, увы, сделало мастера очень ранимым и глубоко одиноким. Красоту его души оценил лишь брат Тео, а также её замечали дети и животные, которые всегда тянулись к нему – в фильме говорится, что именно дети и животные безошибочно чувствуют хороших людей, что действительно правда. Жизнь, полную болезней, бесславия, нищеты, нелюбви – Ван Гог окрасил самыми яркими цветами, которые теплились внутри него, несмотря ни на что. Мир Ван Гога уникален, что может подтвердить любой, кто взглянет на его работы. Душа творца навсегда осталась в его картинах, пропитала холсты вместе с маслом. И мы всегда будем любоваться ею – она прекрасна.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Instagram Social Icon
bottom of page