Фаворитка
Англия, ХVIII век. Леди Мальборо (Рэйчел Вайс) - умная сильная женщина, которая помогает больной королеве Анне (Оливия Колман) вести войну с Францией. Во дворец приезжает Эбигейл (Эмма Стоун) для работы на кухне. Она - родственница леди Мальборо, мечтающая вернуть себе положение в обществе. На этом благородная история заканчивается, и начинается жесткое режиссёрское вскрытие человеческой натуры.
Лантимос в своих предыдущих фильмах «Лобстер» и «Убийство священного оленя» расчленял во всех подробностях души, обнажая все темное и низменное, что в них есть. Он демонстрирует эгоцентризм, тщеславие, властолюбие и жёсткость, затаившиеся в персонажах глубоко внутри. Для этого Лантимос помещает персонажей в экстремальные ситуации, чтобы в итоге они показали своё истинное обличье. Вместе с тем, Лантимос любит и жалеет своих героев, будто играя со зрителями и напоминая им: «Не судите, да не судимы будете. Неизвестно, как поступите вы на их месте». Все это немного приправлено юмором, чтобы оживить эксцентричную картину и лишить ее всякой претенциозности.
В «Фаворитке» нет положительных героев, да их и не может быть среди людей, жаждущих, как воздух, власти. Леди Мальборо, которая говорит, что думает, и считает, что делает все во благо любимого человека - на самом деле заблуждается. Женщина делает все только ради себя, а не ради любви. А с виду добрая молодая девушка Эбигейл, мечтающая о лучшей жизни, оказывается бессердечным и жестоким человеком, готовым на все ради воплощения своих желаний, которые растут, как снежный ком. Разве легко остаться в своём уме и не сойти с ума, будучи королевой, когда кругом нет тепла и доброты, а все по-настоящему родные давно покинули? Единственные истинные любимые Королевы - это ее кролики. В финале они и заполняют кадры с лицами Эбигейл и Королевы Анны - их разум летит вниз по кроличьей норе, где уже нет не только границ между добром и злом, но и всякого смысла в жизни.
Отдельно хочется отметить операторскую работу Робби Райана - в купе с уникальным стилем Лантимоса визуально картина просто потрясает. Сложные длинные проходки со стэдикамом, съёмки на широкоугольный объектив, преобладание общих планов над крупными, что не характерно для исторических или около того фильмов (для «Фаворитки» все историческое - просто обстановка) - все это выглядит очень свежо и современно. Лантимос создаёт такое модное изображение, чтобы показать - со времён королевы Анны люди не поменялись, поменялись только декорации. И самые жадные, эгоистичные и жестокие помысли часто таятся под маской бескорыстной дружбы и любви.
Любовь Асмодей